Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего интереса к проблемам мотивации и механизмов поведения человека в социальных науках того времени. Основным принципом, разделяемым всеми сторонниками этого направления, является стремление свести социальные явления к ментальным, искать ключ к объяснению социальных явлений и процессов в психологии людей, групп и сообществ.
Развитие психологического направления в социологии России начинается с теоретических концепций философа, историка, социолога П. Л. Лаврова (1828-1900) и выдающегося социолога, литературоведа, публициста Н.К. Михайловского (1842-1904), олицетворявшего идеолога и лидера народнического движения и по праву считавшегося одним из столпов критической мысли в 1870-е годы.
Личность - одно из центральных понятий в социологии. В социологии личность - это целостность социальных свойств человека. Личность-это продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.
Человек как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставлять себя ему.
Цель исследования – рассмотреть проблему личности в русской социологии.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблему личности в социологии Н.К. Михайловского и П.Л. Лаврова;
- проанализировать труды Н.К. Михайловского и П.Л. Лаврова.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Проблема личности в социологии Н.К. Михайловского и П.Л. Лаврова
1.1 Проблема личности в социологии Н. К Михайловского
Диалектика взаимопроникновения личности и общества была полностью открыта русской культурой в первой половине XIX века и оказалась если не центральной, то значимой в творчестве практически любого мыслителя, философа или общественного деятеля. Размышления о взаимоотношениях личности и общества, пусть и не выраженные в такой форме, лежали в основе споров между западниками и славянофилами. Интеллектуальная напряженность вокруг вопросов взаимоотношений личности и общества вызвала споры, дискуссии и привела к появлению теоретических концепций, раскрывающих эту оппозицию.
Глубокий подход к этому кругу проблем был предложен известным мыслителем и общественным деятелем лагеря народников Н. К. Михайловским [10]. Его формулировку взаимоотношений личности и общества как "борьбы за индивидуальность" можно назвать провидческой, поскольку в ней отражены наиболее острые социальные и нравственные проблемы, актуальные не только для XX, но и для XXI века.
Важно определить контекст, в котором осуществлялось формирование и развитие взглядов Михайловского на эту актуальную проблему. К концу XIX века в европейской философии окончательно сформировалось понимание суверенной ценности личности, смысла и значения личности. С другой стороны, не было также никаких сомнений в том, что каждый человек вырастает из социальной среды и является продуктом общества. Но от общества человек приобретает общие и родовые черты, которые соответствуют определенному уровню культуры и делают каждого человека из данной социальной среды похожим на другого человека из той же среды. То есть проблемы отдельного человека приобрели общее, социальное значение.
В XVIII и в первой половине XIX века понятие личности определялось только общими или родовыми признаками. Но во второй половине XIX века внимание было обращено на тот факт, что понятие личности далеко не ограничивается общими и родовыми характеристиками, которые в равной степени характеризуют все личности, составляющие каждую данную группу. Главной чертой личности было признано то, что делает каждого человека, безусловно, уникальным, индивидуальным и неповторимым индивидуумом. Но эти черты оригинальности и оригинальности никогда не порождаются непосредственно социальной средой, а всегда создаются свободно каждым индивидом из самого себя; часто они возникают даже потому, что индивид непосредственно противопоставляет себя социальной группе.
Крайняя сложность и даже противоречивость отношений, которые устанавливаются между индивидом и обществом, обнаруживается, когда мы ставим не только первоначальный вопрос, когда мы должны выяснить процесс происхождения и формирования индивида, но и окончательный вопрос, когда мы должны решить, кто из двух - индивид или общество-должен служить другому и быть для него целью. В XVIII - начале XIX века, согласно общим индивидуалистическим мировоззрениям эпохи, наиболее полно выраженным в философии и культуре романтизма, считалось очевидным, что в совместном существовании людей индивид является самоцелью. Не было принято во внимание, что общество также имеет изначальную природу и что оно ни в коем случае не ограничивается механическим соединением людей.
В отличие от этой позиции, в первой половине XIX века отчетливо осознавался независимый характер общества, появлялись концепции, в рамках которых формулировалась идея практической необходимости подчинения личности обществу и определялось обоснование нравственности такого поведения. Все более усложняющееся технологическое оснащение общественного производства привело к усложнению общественных отношений, в рамках которых уже не оставалось места для первоначального внутреннего мира индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Книжник-Ветров И.С. П.Л. Лавров. Философия и социология. Избранные произведения. В двух ТОМАХ. Том 2. Издательство социально - экономической литературы.- М.: Мысль, 1965
2. Михайловский, Н. К. Сочинения : хрестоматия : [16+] / Н. К. Михайловский. – Репр. изд. 1896 г. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Том I. – 497 с.
3. Михайловский, Н. К. Литература и жизнь (Письма о разных разностях). - СПб., 1892. - С. 79.
4. Михайловский, Н. К. Литература и жизнь: О книге г. Бердяева, с предисловием г. Струве и о самом себе / Н. К. Михайловский. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 33 с.
5. Михайловский, Н. К. Литературные воспоминания и современная смута. - СПб., 1900. - С. 144.
6. Михайловский, Н. К. Полн. собр. соч. - СПб., 1907. - С. 130.
7. Михайловский, Н. К. Сочинения / Н. К. Михайловский. – Санкт-Петербург : Редакция журнала "Русское богатство", 1896. – Том 1. – Ч. 2. – 322 с.
8. Михайловский, Н. К. Сочинения : хрестоматия : [16+] / Н. К. Михайловский. – Репр. изд. 1896 г. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Том I. – 497 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52436 (дата обращения: 21.05.2021). – ISBN 978-5-9989-3959-4. – Текст : электронный.
9. Михайловский, Н. К. Что такое прогресс? - Пг., 1922. - С. 50.
10. Писарев, Д. И. Базаров // Писарев, Д. И. Избранное. - М., 1957.
11. Пинтс, П. А. Проблема личности в социологии Н. К. Михайловского. Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Л., 1974. - С. 10.
12. Савельева, И. Ю. Формирование концепции личности в философском наследии Д. И. Писарева // Вестник мГтУ. - Т. 2. - № 2. - М., 1999.
13. Южаков, С. Н. Социологическая доктрина Н. К. Михайловского // На славном посту (1860-1900). - СПб., 1900. - С. 368.
14. Южаков, С. Н. Социологическая доктрина Н. К. Михайловского // На славном посту (1860-1900). - СПб., 1900. - С. 53.